Освітній конгрес «Школа майбутнього – шанси та перспективи»

Goethe-Institut в Україні спільно з Міністерством освіти і науки України запросили керівників шкіл та вищих навчальних закладів, учителів шкіл та викладачів педагогічних вузів на освітній конгрес «Школа майбутнього – шанси та перспективи», що відбувся в Києві 16-17 червня і ознаменував завершення українсько-німецького року мов 2017/2018. Серед запрошених – вчителі німецької мови Маріупольського міського ліцею Шелгунова Н.В. та Бахур В.В. 

Упродовж двох днів учасники конгресу брали участь у наукових дискусіях, тренінгах та воркшопах, де референтами та модераторами були знані в Європі експерти у сфері освіти.

Спільно з експертами з Німеччини, Швейцарії та України були розглянуті основні аспекти реформи шкільної освіти.

 На освітньому конгресі також були представлені та нагороджені переможці конкурсу для вчителів «Моя школа майбутнього», учасників привітали міністр освіти і науки України Лілія Гриневич, надзвичайний і повноважний посол ФРН в Україні Ернст Райхель, директор Гете-Інституту в Україні Беате Кьоллер.

 

 


Обласний технопарк «Особистісно-орієнтований підхід як методологічне підґрунтя навчання мов і літератур»

12 квітня 2018 року на базі комунального закладу «Маріупольська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 52 Маріупольської міської ради Донецької області» проведено обласний технопарк для вчителів іноземних мов, мов національних меншин, зарубіжної літератури та інтегрованого курсу «Література» з теми «Особистісно-орієнтований підхід як методологічне підґрунтя навчання мов і літератур».

Мета технопарку ‒ представити систему мовної освіти ЗЗСО м. Маріуполя та районів південного сектору Донецької області в єдності концептуального, змістового та процесуального компонентів. У семінарі взяли участь близько 130 учасників/

 

Робота технопарку продовжилась у 9 студіях, модератори яких ознайомили колег із варіативними форматами та практиками формування мовно-культурної особистості учнів; актуалізували необхідність упровадження новітніх технологій в освітній процес із метою вдосконалення філологічної освіти регіону; продемонстрували практичні аспекти реалізації міжнародного освітнього партнерства в контексті інтеграції в європейський мовний простір. Перспективний досвід роботи Маріупольського міського ліцею представили вчителі  німецької мови ‒ В. В. Бахур, Н. В. Шелгунова  та вчитель французької мови – О. В. Овчиннікова. Учасники технопарку мали нагоду взяти участь у круглому столі та у фаховій дискусії, визначити ефективні шляхи підвищення якості мовної освіти в закладах загальної середньої освіти області.


Конференція "CLILiG в Україні. Предметно-мовне інтегроване навчання німецької мовою: можливості, переваги та задачі"

13 жовтня у місті Київ відбулася конференція "CLILiG в Україні. Предметно-мовне інтегроване навчання німецької мовою: можливості, переваги та задачі", організована Гете-Інститутом спільно з Міністерством освіти і науки України . Учасниками цього заходу стали директори шкіл, ректори вищих навчальних закладів, керівники кафедр, викладачі та вчителі із усієї України. Маріупольський міський ліцей представляли Шелгунова Наталя Володимирівна, учитель німецької мови та Поліщук Світлана Вікторівна, учитель математики. 

 Метою цієї наукової конференції було інформування про новітні розробки щодо інтеграції предметно-мовного навчання у підготовці вчителів іноземної мови та у школі.

Учасники мали чудову нагоду ознайомитися із прикладами успішного використання методики CLILiG в різних європейських країнах, розглянули поєднання фахового і мовного інтегрованого вивчення предметів MINT  (математика, інформатика, науки природничого циклу, техніка), а також говорили про вимоги освіти перед майбутніми вчителями щодо викладання фахової дисципліни та іноземної мови. Для учасників також було організовано "ярмарок проектів", під час якого вони мали чудову можливість дізнатися про CLIL-проекти, які до цього часу проводились в українських школах. Один з таких проектів під назвою "Джерела енергії: 

 альтернативні vs відновлювані" представляла на конференції учитель німецької мови Маріупольського міського ліцею Шелгунова Н.В. Цей проект було проведено спільно з учителем біології Каребою О.В. для учнів 9 класу (212 група). Впродовж 4 уроків учні вивчали фахову інформацію з використанням німецької мови, проводили досліди та вивчали особливості відновлюваних джерел енергії. Засобами німецької мови відбувалось формування екологічної свідомості учнів та привернення їх уваги до проблем використання та економії енергоресурсів.


Міжнародна конференція германістів у Фрайбурзі (Швейцврія)

Учитель Маріупольського міського ліцею Шелгунова Наталя взяла участь у XVI міжнародній конференції викладачів німецької мови, яка відбулася з 31 липня по 4 серпня у Фрайбурзі (Швейцарія).

Міжнародний форум проводиться кожні 4 роки та збирає фахівців у галузі німецької мови з багатьох країн світу. Цього року у конференції взяли участь майже 1700 викладачів зі 104 країн які працювали у рамках 36 секцій, на яких учасники обговорювали сучасні методи та прийоми викладання німецької мови, використання інформаційно-комунікаційних технологій, проблеми введення предметно - мовного інтегрованого навчання тощо.

 

Наталя Шелгунова виступала на засіданні секції «CLIL-технології» з доповіддю «Предметно-мовний інтегрований проект «Німецька + біологія. Здоровий грунт» у Маріупольському міському ліцеї», під час якої розповіла про проект, який було проведено з учнями ліцею восени 2015 року у співпраці з учителем біології Оленою Каребою.


Серия семинаров «Работа с мобильной лабораторией: разработка материалов для предметно-языкового интегрированного обучения на уроках немецкого языка CLIL» для учителей немецкого зыка и учителей-предметников.

 

Учителя Мариупольского городского лицея Шелгунова Наталья Владимировна (немецкий язык) и Кареба Елена Викторовна (биология) были приглашены для участия в курсе повышения квалификации «Работа с мобильной лабораторией: разработка материалов для предметно-языкового интегрированного обучения на уроках немецкого языка CLIL».

Курс организован Гете-Институтом Украины и включает 3 модуля:

1. Введение. Кооперация немецкого языка и предметов естественнонаучного цикла. (Тбилиси, Грузия)

2. Практическое применение разработанных материалов и использование ресурсов мобильной лаборатории. (онлайн-платформа Moodle, ноябрь 2016)

3. Подведение итогов, обмен опытом. (Киев, Украина, декабрь 2016)

С 12 по 14 октября 2016 года в г. Тбилиси (Грузия) был проведен первый этап курса.

Цель семинара – повышение квалификации учителей и предоставление методических рекомендаций по преподаванию школьных предметов естественнонаучного цикла с использованием немецкого языка.

В течение 3-х дней учителя изучали методику подготовки и проведения интегрированных уроков, знакомились с содержанием мобильных лабораторий, разрабатывали дидактические материалы для экспериментального обучения.

Учителя-участники из Мариупольского городского лицея разработали комплекс уроков интегрированного преподавания экологии с использованием немецкого языка «Солнце для лицея» для учащихся 11 класса, углубленно изучающих немецкий язык.

Данный проект был проведен в ноябре 2016 года и включал 18 уроков, во время которых учащиеся знакомились с теоретическим материалом, проводили эксперименты, изучали устройство солнечных батарей и коллекторов, а также возможности для их установке в Мариупольском городском лицее.

О проведении данного проекта учителя рассказывали на втором семинаре, который проходил в Киеве с 7 по 12 декабря. 


Международній форум «Побуждать к действиям: мировой класс! Школа. Образование. Будущее». Берлин 2016

Команда Мариупольского городского лицея приняла участие в трехдневном форуме «Побуждать к действиям: мировой класс! Школа. Образование. Будущее», который проходил в столице Германии – Берлине. На него съехались команды школ из более 30 стран мира. Украину на немецкой платформе представляли Мариуполь и Львов.

Каждая команда состояла из пяти человек: три ученика, педагог немецкого языка и директор учебного заведения. На форум от Мариуполя поехали три ученицы — победительницы всеукраинских олимпиад, знающие немецкий язык на высоком уровне, Екатерина Макарова, Галина Мандра, Дарья Титова, а также педагог немецкого языка Наталья Шелгунова и директор городского лицея Татьяна Акульшина.

На форуме обсуждались достижения внешней политики Германии в области культуры и образования. Выступали как немецкие политики, так и отдельные делегации. На конференции учитель немецкого языка лицея Наталья Шелгунова рассказала жизни в Мариуполе, как повлияла на учебный процесс напряженная ситуация в регионе и о патриотическом воспитании детей в учебных заведениях нашего города. Удивление команды лицея вызвало то, что многие иностранцы не просто знают о Мариуполе, но и искренне интересуются тем, как живет город.

В рамках форума также прошли экскурсии по Берлину, по зданию рейхстага и состоялось знакомство с работой министерства иностранных дел Германии.

Кроме того, во время форума проходили мастер-классы как для детей, так и для педагогов и директоров школ. В последний день форума перед делегациями выступил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. На встрече с ним сделали фотографию на память.


Cеминар по страноведению «Два мегаполиса: Мюнхен – Берлин»  2014

Учитель немецкого языка Мариупольского городского лицея, Наталья Шелгунова, выиграла стипендию Гете-Института на участие в семинаре по страноведению «Два мегаполиса: Мюнхен – Берлин», который проходил с 12 января по 2 февраля 2014 года в Германии.

В рамках данного проекта участники в течение недели  изучали историю, архитектуру, знакомились с культурной жизнью Мюнхена и 2 недели работали в Берлине, получив, таким образом, возможность сравнить реалии старых и новых федеральных земель. Помимо аудиторных занятий, направленных на усовершенствование языковых знаний, была предоставлена масса возможностей расширить свой кругозор и представление о культуре современной Германии, которыми гости с удовольствием воспользовались: посетили картинную галерею Ленбаххаус в Мюнхене и выставку современного искусства, Еврейский музей в Берлине, прошли по местам расположения Берлинской стены и услышали ее историю из уст очевидца. Организаторы предусмотрели проведение не только экскурсий в сопровождении гида, но и самостоятельное знакомство с городом и горожанами, которое предполагало выполнение определенных заданий на пути к цели. 

Это был интернациональный семинар, объединивший представителей североамериканских, европейских и африканских государств, что дало возможность  прикоснуться к культурам разных стран, обменяться опытом преподавательской деятельности с высококвалифицированными коллегами и получить дополнительный заряд энтузиазма для дальнейшей плодотворной работы в стенах Мариупольского городского лицея.